Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, наиболее полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В 1-5 классах МОУ «СОШ№2» профориентационная работа осуществляется в рамках модуля «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Рабочей Программы воспитания НОО МОУ «СОШ№2» , Рабочей Программы воспитания ООО МОУ «СОШ№2»
С 1 сентября 2023 года во всех школах России внедрена единая модель профориентации – профориентационный минимум. Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. В 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия – мои горизонты».
Министерство Просвещения Российской Федерации разработало и утвердило Примерную рабочую программу курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование) Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование)
Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник.
Цель профориентационной работы в школе – создание условий для формирования у обучающихся психологической готовности к осознанному и ответственному выбору будущей профессии, соответствующей их способностям и интересам, востребованной на рынке труда.
Задачи профориентации: ·
- формировать положительное отношение к труду;
- учить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- учить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- учить анализировать свои возможности и способности, (формировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
- выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Основные направления профориентационной работы в школе:
- Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
- Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
- Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
В 2023/24 учебном году профорентационный минимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». ССЫЛКА: https://bvbinfo.ru/
МОУ «СОШ№2» исходя из методических, материально-технических и организационных условий, в 2023-2024 учебном году реализует БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ профминимума.
Цель реализации базового уровня – активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения).
Задачи базового уровня:
- организация и систематизация первичной профориентационной помощи;
- развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;
- информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов;
- развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;
- диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям.
Организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности:
- ответственный по профориентации / школьный координатор – Морозова Н.В., заместитель директора по воспитательной работе
- ответственные специалисты по организации профориентационной работы:
Гаврилова Л.Д., учитель физики (педагог-навигатор);
Классные руководители 6-11 классов;
Учителя-предметники 6-11 классов
- прохождение инструктажа педагогом-навигатором по организации и проведению профориентационной работы (не менее 6 академических часов); формирование учебных групп из числа обучающихся 6-11 классов;
- настоящий план профориентационной работы реализуется поэтапно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы;
Системообразующие профориентационные мероприятия:
• профориентационный урок (специалист может самостоятельно разработать профориентационный урок или же воспользоваться разработанными материалами в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» («Билет в будущее», открытые уроки «Шоу профессий» и др.);
• онлайн-диагностика и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников с помощью профориентационной диагностики;
• информационное сопровождение обучающихся и их родителей по возможностям общедоступного и школьного сегментов Платформы;
• вариативные мероприятия (проектная деятельность, посещение организаций профессионального образования и работодателей территориальной среды, проведение профориентационной программы).