МОУ "СОШ № 2 им. А.А. Стенина"
Республика Коми, г. Печора
  • Профориентация

    Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

    Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, наиболее полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

    В 1-5 классах МОУ «СОШ№2» профориентационная работа осуществляется в рамках модуля «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Рабочей Программы воспитания НОО МОУ «СОШ№2» , Рабочей Программы воспитания ООО МОУ «СОШ№2» 

    С 1 сентября 2023 года во всех школах России внедрена единая модель профориентации – профориентационный минимум. Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. В 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия – мои горизонты».

    Министерство Просвещения Российской Федерации разработало  и утвердило Примерную рабочую программу курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование) Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование)

    Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник.

    Цель профориентационной работы в школе – создание условий для формирования у обучающихся психологической готовности к осознанному и ответственному выбору будущей профессии, соответствующей их способностям и интересам, востребованной на рынке труда.

    Задачи профориентации: ·

    • формировать положительное отношение к труду;
    • учить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
    • учить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
    • учить анализировать свои  возможности  и  способности, (формировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
    • повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
    • выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.

    Основные направления профориентационной работы в школе:

    1. Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
    2. Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
    3. Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

    В 2023/24 учебном году профорентационный минимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». ССЫЛКА: https://bvbinfo.ru/

    МОУ «СОШ№2» исходя из методических, материально-технических и организационных условий, в 2023-2024 учебном году реализует БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ профминимума.

    Цель реализации базового уровня – активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения).

    Задачи базового уровня:

    1. организация и систематизация первичной профориентационной помощи;
    2. развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;
    3. информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов;
    4. развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;
    5. диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям.

    Организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности:

    • ответственный по профориентации / школьный координатор – Морозова Н.В., заместитель директора по воспитательной работе
    • ответственные специалисты по организации профориентационной работы:

    Гаврилова Л.Д., учитель физики (педагог-навигатор);

    Классные руководители 6-11 классов;

    Учителя-предметники 6-11 классов

    • прохождение инструктажа педагогом-навигатором по организации и проведению профориентационной работы (не менее 6 академических часов); формирование учебных групп из числа обучающихся 6-11 классов;
    • настоящий план профориентационной работы реализуется поэтапно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы;

    Системообразующие профориентационные мероприятия:

    профориентационный урок (специалист может самостоятельно разработать профориентационный урок или же воспользоваться разработанными материалами в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» («Билет в будущее», открытые уроки «Шоу профессий» и др.);

    онлайн-диагностика и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников с помощью профориентационной диагностики;

    информационное сопровождение обучающихся и их родителей по возможностям общедоступного и школьного сегментов Платформы;

    вариативные мероприятия (проектная деятельность, посещение организаций профессионального образования и работодателей территориальной среды, проведение профориентационной программы).

    План профориентационной работы в МОУ "СОШ №2" на 2023-2024 учебный год - смотреть

    Методрекомендации по реализации профминимума -смотреть

    Примерная Рабочая Программа Билет в будущее-смотреть

    Методрекомендации по работе с родителями-смотреть

    КТП Россия Мои горизонты»-смотреть

    С информацией о реализуемых в МОУ «СОШ№2» курсах внеурочной деятельности и расписанием кружков и секций можно ознакомиться по ССЫЛКАМ:

    С информацией о ходе реализации профминимума в МОУ «СОШ№2» можно познакомиться в госпаблике школы ВКонтакте  ПО ССЫЛКАМ:

    Наименование мероприятия

    Ссылка на госпаблик МОУ «СОШ№2» ВКонтакте

    «Россия в деле»: второе занятие по знакомству с профессиональными отраслями медицины, реабилитации и генетики

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4850

    Профпробы на базе ППЭТ

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4771

    Возможности Всероссийского проекта "Успех каждого ребёнка" стали доступны нашим ученикам

    (Специалист университета "Синергия"  из г. Москва анонсировал старшеклассникам  профессиональные перспективы, которые предоставляются каждому школьнику в рамках федерального проекта "Успех каждого ребёнка" совместно с проектом «Билет в будущее).

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4698

    Старт профпроб на базе ППЭТ

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4742

    Экскурсия на производство - как часть профориентационной работы со школьниками

    (4 октября наши 10-классники со своим классным руководителем Моисеевой А.А. побывали в одном из градообразующих предприятий нашего города - ОТД «Печорские электрические сети» на профориентационной экскурсии)

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4654

    Профпроба на базе школы «Молодой учитель»

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4667

    Первые профориентационные пробы в рамках профминимума и курса «Россия-мои горизонты»  в 6-11 классах

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4666

    Приглашение на онлайн-  родительское собрание «Билет в будущее»

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4651

    «Билет в будущее» запускает первый бесплатный профориентационный курс для родителей.

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4579

    О всероссийском профориентационном марафоне

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4530

    Как определиться с будущей профессией? (популяризация ресурса «Билет в будущее» и курса «Россия-мои горизонты»)

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4481

    Виртуальная экскурсия в ППЭТ

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4595

    Профориентационная встреча старшеклассников и сотрудников ИК-49

    https://vk.com/moyschool2pechora?w=wall-113586305_4695

    Бесплатные проекты по профориентации для школьников

    Тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и "надшкольными", и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты. 

    Государственные  профориентационные проекты, в которых можно участвовать.

    1. Проектория - ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям. Еще у проекта есть открытые онлайн уроки и специальное онлайн-тестирование, которое называется "Примерочная профессий".

    2. Билет в будущее - проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей - популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля. "Билет в будущее" состоит из нескольких этапов отбора от профтестирования до профпроб. В финале решение проектных задач в командах.

    3. Школа реальных дел.  Школа реальных дел - это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей. Каждая команда выбирает кейс и получает наставника

    4. Всероссийская Программа «Zасобой».Всероссийская программа по развитию профориентации «Zасобой» направлена на оказание содействия молодежи в выборе профессии, а также информационную и методическую поддержку лиц, занимающихся профориентационной деятельностью. Программа охватила более 715 000 человек из 85 субъектов Российской Федерации. Акция «Всероссийская профдиагностика» стала первым шагом для более 700 000 старшеклассников на пути к выбору будущей профессии. Ежегодно проводятся Всероссийский конкурс методических материалов по профессиональному самоопределению молодежи «Zасобой», по итогам которого формируется и публикуется сборник лучших конкурсных работ, а также Всероссийский конкурс видеороликов о профессиях «Zaсобой». Сформировано интернет-сообщество специалистов по профориентации, которое насчитывает более 15 000 пользователей. В ходе реализации программы был создан и представлен первый в России блокнот-навигатор для выбора профессий «160 страниц о моем будущем». Программа поддерживается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Росмолодежью, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

    5.Большая перемена. Большая перемена - развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

    Профориентационные ресурсы

    http://www.ucheba.ru/prof

    Федеральный портал Российское образование - http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php

    «ПрофГид» - сайт посвящен выбору профессии и адаптации человека на рынке труда. Адресован и взрослым, и подросткам, выбирающим свой путь.

    PROект PRO - программы для детей и подростков, которые помогут сориентироваться в выборе профессии.

    www.proforientator.ru — самый известный портал о выборе профессии. Здесь можно пройти тесты, найти описания различных профессий и названия учебных заведений, где можно получить образование по этим специальностям.

    www.profvibor.ru — портал о профессиональном выборе. Можно задать вопрос психологу, пройти тестирование, получить информацию о 1400 профессий.

    www.my-test.ru — это огромный сборник тестов, которые помогут Вам выявить свои личностные качества и особенности.

    www.proftime.edu.ru — на сайте Московского психолого-социального института даны конкретные рекомендации‚ как определить круг своих интересов шаг за шагом. Также на сайте размещены различные психологические тесты и краткие биографии российских психологов-профориентаторов.

    www.rodn-i-k.narod.ru — Здесь в открытом доступе размещены все основные задания‚ которые используют во время платных консультаций в специализированных центрах.

    www.rabochee-mesto.com — отличный сайт‚ где собраны рассказы обычных людей о своих необычных профессиях. Из первых уст моно узнать‚ чем занимается судебный пристав-исполнитель‚ химик-хроматографист‚ кастинг-менеджер‚ дальнобойщик‚ егерь‚ гидрометаллург.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie